Фарисей (farisaios) wrote,
Фарисей
farisaios

Церковь добровольно несет скорби этого мира

Оригинал взят у gregoriusmagnus в Церковь добровольно несет скорби этого мира
Церковь добровольно несет скорби этого мира
«… Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов. 2:11).
Еретики, которых изображают три друга благословенного Иова, сходятся вместе, чтобы восстать против Церкви, которую прообразует праведник. Они лукаво называют себя друзьями Церкви и собираются вместе, чтобы утешить Ее. При всем их отличии, они сходятся в одном – в общем злом замысле против Церкви. И, несмотря на то, что в некоторых вопросах они приходят к соглашению, их образ мыслей далек от Истины. Чем они еще заняты, как не использованием нашего скорбного земного странствия для собственного утешения? Этим «утешением» они хотят сбить нас с пути к вечности. Еретики, жаждущие учить Святую Церковь своим басням, идеально подходят под образ трех друзей Иова, которые радеют о мнимом утешении праведника.
Особый смысл содержится в том, что еретики, действующие как враги Церкви, называются друзьями. Господь даже Иуде-предателю говорит: «… друг, для чего ты пришел? ...» (Мф. 26:50). А к богачу, мучимому жаждой в огне ада, Авраам обращается даже как к сыну: «Но Авраам сказал: чадо!..» (Лк. 16:25). Хоть еретики и не хотят исправляться вразумлениями Церкви, но называются друзьями Церкви не по образу их жизни, а только из-за смирения самой Церкви.
«И подняв глаза свои издали, они не узнали его…» (Иов. 2:12).
Друзья Иова не узнают Церкви, которую он прообразует. Все еретики, смотря на жизнь Святой Церкви, «поднимают глаза» потому, что сами они находятся в состоянии падения. Когда они рассматривают дела Церкви, то с глубины своего падения они как бы смотрят вверх. Однако они не видят причин того, почему Церковь сейчас находится в печали, и потому «не узнают» Ее. Церковь добровольно несет скорби этого мира для того, чтобы в чистоте достичь воздаяния в вечности. Она боится благоденствия земного и радуется только от богопознания, даруемого за усердие. Еретики же, стремящиеся в этом мире к земной славе, «не узнают» Церковь как терпящую скорби добровольно. И, даже если они замечают скорбь Церкви, она не касается их сердец. И бывает даже, что и язычники уже замечают скорбь Церкви, но еретики упорствуют в своем неразумии потому, что у них нет личного опыта в несении скорби Церкви, к Которой они себя причисляют.
«… разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2:12).
Еретики разрывают свои одежды в клочья, на мелкие части. Под «одеждой» Церкви мы понимаем всех верных чад Церкви… Аналогично и «одеждой» еретиков являются все те, кто последовал их заблуждениям, прилепляясь к еретикам единодушием с ними. Особенность еретиков в том, что они не могут оставаться долго в том состоянии, в котором пребывали в самом начале своего выхода из Церкви. Они постоянно ищут что-то новое и тем самым падают еще глубже в бездну, выдумывают еще более пагубные идеи. Этим они как бы разрываются на многие части, отдаляются друг от друга в спорах между собой о своих заблуждениях. И поэтому своих последователей они тоже разрывают на многие части. Вот об этом разделении последователей еретиков хорошо сказано тем, что друзья Иова, придя к нему, разодрали свои одежды. Но как тело обнажается, если разорвать одежду, так лукавство и ложь учения еретиков становится понятна из разделения их последователей. Разногласие и споры неминуемо постигают тех, кто, следуя порочному согласию, восстал против Церкви ложным учением.
Еретики размышляют о Небесном по земному. Друзья Иова бросают пыль над своими головами к небу. Что есть пыль, как не образ приземленных мыслей, мирского образа мышления? Что подразумевается под главой, если не то, что является у нас главным – наш ум? Что подразумевается под небом, если не заповедь Господа помышлять только о Небесном? Таким образом, бросать пыль над головой к небу, означает искажение ума через мирское мудрование, означает помышление о высоком, но по земному. Божественное Откровение еретики исследуют, обсуждают, но не делают Его нормой своей жизни. Они бросают пыль над головой к небу тем, что силятся понять вещи высокие, Божественные с помощью земной мудрости и лишь силой своего рассудка.


Tags: Григорий Двоеслов, Заметки, Католичество, Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments